Консультация для родителей
Консультация для
родителей
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
«
…недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода.
Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного
образования - черту уважения к своему отечеству».
К.Д. Ушинский
Декоративно-прикладное
искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит
от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится
мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно
удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное
искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста.
Народное искусство богато и
разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных
мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки,
павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства
усиливается.
Уважаемые мамы и папы!
Воспитание и развитие
ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
У каждого ребенка есть свои
способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности,
подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Начиная работу по приобщению детей
дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу
– дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка
разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Из истории…
Давным-давно, за дремучими
лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города
Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали
печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали
то село Дымково…. В
давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины
игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей,
уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой
глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками,
похожими на цветы.
Мы уверены, что Ваш ребенок
с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе
с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!
На занятиях лепкой у детей
формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности
формы, развивается чувство цельности композиции.
Предлагаем дома вместе с ребенком получить
удовольствие от совместного творчества!
1. Чтобы
слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из
первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и
гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.
2. Начинаем
работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части.
Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части,
тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову . Гриву и
хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»
3. Последним
этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим
основу, затем прорисовываем элементы черного цвета, и, напоследок,
наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
У вас вместе все обязательно получится!
Желаем успеха и хорошего настроения!
Изучение творческого наследия предков способствует
привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к
историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития
человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом
народа.
Предлагаем Вашему вниманию ещё несколько
видов народного промысла:
Городецкая деревянная игрушка разнообразна
по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые
краски, наивный «детский» орнамент - всё это придаёт игрушке оригинальность,
свежесть.
Матрёшка , русская красавица Чем она
привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её
красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные
одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они
сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками,
воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском
промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие
фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей
сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю
красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди
издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали
домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины
природы.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё
близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно,
жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через
неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит
нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну,
богатую славными традициями.
Виды
народного декоративно–прикладного искусства.
«К народным традициям должно быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А. В. Салтыков
Сегодня
почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники,
хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.
Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а
в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему
эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского
жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век
научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические
дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?
Дело в том, что в этом выражается потребность людей в
красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также
ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже
время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются
традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.
1.
Хохлома
–
красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижегородская область. Здесь
живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и
единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской
росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а
окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись,
кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено
строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование
времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на
шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование
кукушки, журчание ручья.
2.
Городецкая роспись.
В 60х
годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски,
солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых
красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны.
Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу
Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием
Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор
Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной
архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется
красивой цветочной росписью.
3. Голубая Гжель.
В некотором царстве, в некотором
государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались
они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать.
Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную,
белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не
видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде
хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил
кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две
козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали
посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из
сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась
людям красивая посуда и стали называть ее «нежно — голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и
полей старинный городок Гжель.
4. Дымковская игрушка.
Родина
— Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные
из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов,
сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты –
животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки,
кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.
5. Филимоновская игрушка.
Деревня
Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это
также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта
игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.
Комментарии
Отправить комментарий